Зимняя одежда 19 век россия

4. Великороссы. Сельское население: одежда.

Заявленная тема практически неисчерпаема. Тут можно написать десяток книг и пару диссертаций, и все равно полного охвата не получится. В каждой губернии, в каждом уезде, да что там - практически в каждой деревне были свои традиции и предпочтения в одежде, которые еще и менялись с ходом времени. Особенно это касается одежды парадной, праздничной; обыденное облачение крестьян в те годы все ж не блистало разнообразием.

По картинкам и фотографиям, размещенным в основном в первой части обзора, да и во второй и в третьей можно составить некоторое впечатление, как одевались крестьяне в рассматриваемые годы. А в этой части обзора я попытался систематизировать текстовые материалы и иллюстрации по регионам России: центральные и поволжские губернии, Черноземье, северные и северо-западные губернии. В описаниях освещаются главные тенденции в одежде крестьян для данного региона или конкретной губернии, или даже конкретного уезда. Иллюстрации, в том числе и фотографии, изображают, в основном, парадные и праздничные, а не повседневные одеяния. Оно и понятно: фотографирование в те времена было для объектов съемки актом отнюдь не обыденным, требовавшим серьезного отношения и подготовки. Естественно, что для этого извлекались из сундуков лучшие, парадные одежды.

В обзоре использованы текстовые источники:
- "Народы России" (1877);
- "Живописная Россия" под ред. П.П.Семенова-Тян-Шанского (1898-1899);
- "Этнографический сборник", издаваемый Императорским русским географическим обществом; выпуск №1 (1853);
- "Материалы по этнографии русского населения Архангельской губ." (П.С.Ефименко, 1877);
- "Этнографическое обозрение", №24 (1899).

Источниками иллюстраций послужили периодические и энциклопедические издания второй половины XIX века. Много иллюстраций взято из альбома "Одежда Российского государства" художника Федора Григорьевича Солнцева, изданного в 1869 году. Есть несколько иллюстраций из французского издания 1862 года "Les Peuples de la Russie", автор - F.H.Pauli. Авторы фотографий, размещенных в обзоре - В.Каррик, А.Карелин, М.Дмитриев, П.Семенов, П.Орлов, но чаще - неустановленные фотографы.

Великоруссы. "Народы России", 1877.

Издание "Народы России" (1877) дает общее описание одежды крестьян великорусских сел и деревень, без указания региональных особенностей.
Зимняя одежда крестьянина состоит из армяка, сшитого из толстого сукна, обыкновенно серого цвета, овчинной длинной нагольной шубы, теплой шапки и кожаных рукавиц. Редко, да и то разве в сильный мороз, обвязывает он свою шею платком. Летняя одежда состоит из пониткового армяка (ткань из шерсти и льняной или посконной пряжи пополам), полукафтана и шляпы, которая в разных губерниях бывает разной формы. Обыкновенно же летом ходят в рубахах и портах.

Для обуви, по большей части, служат лапти, плетенные из лык и только более зажиточные крестьяне промышленных великорусских сел носят кожаные сапоги.

Крестьянки особой теплой одежды не имеют; их одежда состоит из синей понитковой юбки (поневы) и верхней, довольно широкой, но недлинной одежды с широкими короткими рукавами, которую в разных местах называют различно: сарафан, шушпан, сермяга, армяк и пр.

Головной убор в прежнее время отличался большим разнообразием. Во многих великорусских губерниях он был очень красив и богато убран разными украшениями. Теперь он встречается все реже и реже и во многих местах уже вовсе вышел из употребления и заменен простым платком яркого цвета.

Сохранившиеся доныне разные женские головные уборы, известные под названием кичек, повойников и пр., лишенные ныне своих прежних украшений, в разных местностях бывают весьма разнообразны и нередко не только не составляют красы, но даже безобразят. Обувь та же, что и у мужчин: лапти и онучи, а зимою валенки. Вообще же женская одежда весьма недостаточна и много отзывается на здоровье женщин..

Одежда детей еще недостаточнее женской. Ребенка, кроме грубой рубашки, окутывают в пеленку из какой-нибудь старой одежды; когда же он начнет ходить, то одевают так же, как и взрослого, и то не всегда; часто даже в зимнее время он довольствуется одною рубашкою, и потому, чтобы укрыться от холода, дети почти всё холодное время проводят на печке. Множество детей умирает от такого небрежного к ним отношения.

Как в образе жизни, так и в одежде замечается большая разница между глухими деревнями и деревнями, лежащими на больших путях и вблизи городов. В местах, где есть выгодные промыслы, всякий, сколько-нибудь исправный парень тянется изо всех сил, чтобы добыть себе порядочное праздничное платье; иной, находясь на заработках в Москве, Петербурге и других больших городах, заводит себе щеголеватый костюм: суконный казакин, зипун, плисовые штаны, красную рубаху, высокие сапоги, и тащит все это к себе в деревню. Тогда и женщины таких деревень также начинают одеваться чище, опрятнее и с большим вкусом.

Народы России

Великороссияне разных губерний. Pauli F.H., "Les Peuples de la Russie", 1862.

Интересно, при каких обстоятельствах могли собраться компании, изображенные на картинках из французского издания?

Центральные и поволжские губернии


Про летнюю одежду крестьянина много говорить не приходится: рубаха и порты у мужчины и рубаха и юбка у женщины. Внешняя теплота и постоянное движение делают обувь излишнею, а потому летом крестьяне ходят босиком.

Только на покос они надевают лапти или сапоги, чтобы предохранить себя от укушения змей, незаметных в высокой траве. Головным убором служит мужчинам картуз или войлочная шляпа, женщинам — платки из ситца. Зимнюю одежду мужчин составляет армяк из толстого сукна домашнего ткачества, белого, серого и черного цвета. Сверх этого надевается длинная зимняя одежда 19 век россия нагольная шуба. Более зажиточные покрывают шубу черным или синим сукном. Шапка и кожаные рукавицы с варежками внутри одинаковы во всей Великороссии. Обувью служат онучи из холста или шерсти, а сверху валяные сапоги, достигающие до колен. Женщины надевают зимою сверх юбки короткую шубу, шушун, и повязывают голову шерстяным платком.

Но крестьянин имеет для праздников другую одежду, Будничная часто рвется, пачкается праздничную же он бережет: нередко она служит ему всю жизнь и передается по наследству детям не совсем изношенною. Если рабочая одежда летом едва прикрывает наготу крестьянина, то праздничная довольно сложна н часто несоответственно тяжела и тепла. Для праздничных рубах мужчины наиболее охотно выбирают красный цвет; он бросается в глаза, а все резко выдающееся удовлетворяет чувство изящного нашего крестьянина. Сверх рубахи он надевает суконную или плисовую жилетку с металлическими пуговицами и такие же шаровары. На жирно намасленных волосах покоится или войлочная шляпа с высокой тульей или суконный картуз. Праздничный армяк — длинный двубортный сюртук синего сукна с талией значительно шире пояса.

Но главным предметом щегольства служит обувь. Чем длиннее сапоги на молодом парне, чем ярче блестят они, тем франтоватее выступает он перед девушками. На праздничные сапоги крестьянин не жалеет денег; он платит, не скупясь, 9 — 10 рублей за пару. В Московской губернии мне нередко приходилось встречать деревенских щеголей, надевающих в 30-градусный июльский день сверх сапог калоши. Это производит приятное впечатление на крестьянских девушек. Конечно, калоши и сапоги служат только украшением и надеваются в сухую погоду. Стоит пойти дождю,— и сельский щеголь снимает сапоги, насаживает их на палочку и несет за плечами, боясь замарать праздничную обувь.

Женский воскресный наряд также резко отличен от будничного. По отношению к женскому наряду Великороссию можно разделить на 2 полосы. Одна заключает в себе значительную часть Московской губернии и наиболее промышленные местности Владимирской и Ярославской. Здесь национальная одежда уже уступает место международной. В подмосковных селениях можно встретить крестьянок в платьях, шляпах и с зонтиками в руках; нитяные перчатки дополняют городской наряд. Близость столицы, частые с нею сношения, знакомство с мещанами и местным купечеством побуждают подгородных крестьянок усваивать городские костюмы. Отдаляясь от центра, мы находим смешение городского наряда с национальной одеждой. Верст за 50 от Москвы, в уездах Богородском, Бронницком и других крестьянки не носят шляп и зонтиков, но сарафан заметно изменил свой покрой под влиянием платья горожанки: о нем напоминают только талии, находящиеся гораздо выше пояса. Длинные же рукава и высокий ворот, очевидно, городского происхождения. Местности, лежащие по Волге, вдали от городов, удержали почти в неприкосновенности великорусский сарафан с короткими и широкими рукавами, с грудной выемкой на шее. Сарафаны делаются из ситцевых тканей. Шею женщина украшает в праздник 6усами, нитками янтаря; в зажиточных же семьях встречаешь и жемчужные ожерелья, переходящие из рода в род. По верхнему течению Волги женщины носят красивые высокие кокошники. Кокошник вышивается шерстью или шелком и унизывается разными каменьями, иногда жемчугом; зажиточные крестьянки вышивают серебром. К кокошнику прикалывается покрывало. Такой убор очень наряден и очень идет к молодым миловидным лицам.

Живописная Россия

Великороссияне центральных губерний. Pauli F.H., "Les Peuples de la Russie", 1862.

Крестьянская семья из сельца Щербинки Московской губ. Фото неизв. автора, 1885.

Крестьянин Московской губернии и Серпуховская крестьянка. Худ. Ф.Солнцев, "Одежда Российского государства", 1869.

Крестьяне Калужской губернии. "Живописная Россия", 1898.

Рязанские крестьянки.Худ. Ф.Солнцев, "Одежда Российского государства", 1869.

Семейная крестьянская пара из Данковского уезда Рязанской губ. Фото неизв. автора, 1867.

Молодая крестьянка Рязанской губ. в праздничном наряде. Фото неизв. автора, 1890-е.

Женский тип Рязанской губ. "Россия. Полное географическое описание", т.2, 1898.

Женские типы Рязанской губ. "Россия. Полное географическое описание", т.2, 1898.

Крестьянки Рязанской губ. "Живописная Россия", 1899.
Крестьяне одеваются опрятно и красиво. Мужчины носят рубашки синие и красные из обыкновенного холста и ситца; верхнее платье составляет кафтан и красивое полукафтанье со сборками; волжские лоцмана носят кафтаны из желтого верблюжьего сукна, большая же часть крестьян — из домотканного черного, весьма плотного. Женщины, сверх сарафана носят точно такие же полукафтанья, как и мужчины: летом — из цветной, обыкновенно светло-зеленой нанки, или окрашенного в синий цвет домашнего холста. Стали также входить в большое употребление дубленые тулупы. Иногда женщины носят очень широкие и богатые пояса, переходящие из рода в род. Прежде, лет пятнадцать тому назад, девушки повязывали голову повязкою или широкою лентою и заплетали ленты в косу; ныне покрывают голову платком, так же как и женщины. Платки носят разных цветов, но преимущественно красные и белые; женщины украшают и покрывают голову платком с большим вкусом: без платка ни одна из них не выйдет на улицу.
Помещик В.Бабарыкин, сельцо Васильевское Нижегородского уезда Нижегородской губ. Этнографический сборник, 1853.

Крестьянка Нижегородской губ. Фото А.Карелина, 1870-е.

Крестьянка Ардатовского у. Нижегородской губ. Фото А.Карелина, 1880-е.

Кучер из Семеновского у. Нижегородской губ. Фото М.Дмитриева, 1897.

Старообрядцы Семеновского у. Нижегородской губ. Фото М.Дмитриева, 1897.
Обыкновенное платье мужчин в зимнее время - коротенький полушубок и серый кафтан, на голове какая-нибудь шапка, а на руках большие рукавицы из рыжей кожи, с шерстяными вязанками. В летнее время повседневное платье крестьян то же самое, с тою только разницею, что они летом ходят босые, а на голове носят какие-нибудь шляпы. Женщины зимою по будням ходят в поволошных, то есть покрытых толстою холстиною, шубах, а летом в поволошных же кафтанах. Дома они ходят во всякое время года в крашенинных сарафанах или, по-здешнему, саяпах. Голову покрывают в простые дни во всякое время года одинаково - сперва колосниками, сделанными из холстины, потом вышитыми из шерсти или шелку сороками и, наконец, фатами, то есть набойчатыми холстинными платками. Обыкновенная зимняя обувь крестьян и крестьянок одинакова: две суконки и чупи.

На гулянье надевают женщины летом белые из тонкого холста или из красного ситца рубашки; у белых рубашек рукава всегда бывают вышиты красною бумагою; сверх рубашек они надевают красные кумашницы и опоясываются шелковыми длинными и широкими поясами и ситцевыми или кисейными передниками; на шею надевают от двух до пяти ниток янтарей или бус, голову украшают золотыми или мишурными повязками и шелковыми платками. Девичьи повязки называются лентами, а женские — сороками. Различие между повязками состоит в том, что девичьи всегда бывают вышиты гладко, а на женских вышиваются столбики или крупные цветы.

Свящ. Н.Лебедев, Тверской уезд Тверской губ. Этнографический сборник, 1853.

Крестьянка Тверской губ. Фото В.Каррика, 1870.

Крестьянка Тверской губ. в праздничном наряде. "Иллюстрированная Россия", 1896.

Типы крестьян Тверской губ. "Живописная Россия", 1898.

Крестьяне Ярославской губернии. Худ. Ф.Солнцев, "Одежда Российского государства", 1869.

Крестьянка Смоленской губ. в праздничном костюме. Фото неизв. автора, 1878.
Венёвская крестьянка. (Тульская губ.) Худ. Ф.Солнцев, "Одежда Российского государства", 1869.

Крестьянка Тульской губ. Фото В.Каррика, 1870-е.

Боровские крестьяне Тульской губ. Фото А.Карелина, 1870-е.

Богородские крестьяне Тульской губ. Фото А.Карелина, 1870-е.

Женский тип Тульской губ. "Россия. Полное географическое описание", т.2, 1898.
У женщин еще сохранился старинный костюм: сарафан из синей пестрядины, с густыми складками позади; на спине проймы обшиты позументом; спереди ряд металлических пуговиц; поверх сарафана яркий ситцевый фартук с оборкой; на подоле фартука нашиты в несколько рядов узкие полоски из разноцветных ситцев. Голову поверх повойника повязывают красным платком; старухи носят темные цвета; девушки в праздничные дни надевают головной убор — ленту с бисерной сеткой — „подвязочкой", спускающейся на лоб. Мужская одежда делается из домашних цветных холстов, а армяки, кафтаны и др. верхнее платье, за исключением шуб, из толстого коричневого домашнего сукна. В последнее время цветные холсты начинают заменяться ситцами, а сарафан платьем городского покроя.
Евг.Всеволожская. Быт поволжских крестьян. Этнографическое обозрение, 1895, №1.

Крестьяне Симбирской губ. на свадьбе. Фото неизв. автора, 1878.

Девушка и баба с.Порецкого Симбирской губ. Фото В.Каррика, 1870-е.

Крестьянка Симбирской губ. "Всемирная иллюстрация", 1885, №4.

Крестьяне Пензенской губ. Худ. Ф.Солнцев, "Одежда Российского государства", 1869.

Типы Пензенской губ. Фото П.Орлова, 1899.

Черноземные губернии


Одежда крестьян в большинстве бывает домашнего изготовления. По будням мужчины и женшины носят толстое посконное белье. По праздникам крестьяне надевают льняные рубашки или рубашки из александрийки, а порты набойчатые или китайчатые. Женщины носят рубашки с миткалевыми или коленкоровыми станками, а которые победнее — с льняными станками и с цветными ситцевыми рукавами. Верхняя одежда крестьянок состоит летом по будням из старых белых овчинных зипунов, а по праздникам — из новых серых и черных кафтанов. Женщины в будни в некоторых селениях носят юбки из волосяни, крашеные мореною или червецом, а в других — клетчатые паневы, также сделаные из волосяни. В праздники женщины надевают лучшие суконные юбки или паневы, вышитые гарусом или шелком и обшитые бахромою. В некторых селениях в обыкновении носить ситцевые юбки. Женские кафтаны в разных селах бывают разного покроя: в иных местах шьются обыкновенные длинные халаты из серого или белого сукна, окрашенного синею краскою; в другихь селениях кафтаны эти имеют особый покрой, похожий на мужское пальто и называюется «шугаяами» и «шушпанами».

Зимою крестьяне и крестьянки носят овчинные тулупы и полушубки. Летом в будни крестьяне носят старые шляпы и шапки и иногда делают себе картузы и шляпы из ржаной соломы или из белого войлока с черным околышем. Летом в праздники они носят поярковые шляпы, которые они убирают павлиньими перьями, бархатками со стальными пряжками и мишурным золотом, а зимою высокие шапки, называемые „кабардинками". В некоторых селениях женщины в будни повязывают головы льняными косынками, а по праздникам пестрыми платками. В других селениях женщины носят простые кички, а по праздникам кички, шитые спереди золотом и унизанные разноцветным бисером, а на самой макушке род шапочки, называемой сорокою. Поверх кички на голову набрасывается покрывало. Кички начинают выходить из всеобщего употребления, но прежде они стоили каждая от 30 до 40 рублей и переходили в наследство от матери к дочери.

Девицы носят синие или клетчатые сарафаны, а на головах веночки из позумента или шитые золотом, с лентами и с кисточками, и в косу заплетается несколько лент. Юбки они носят цветные ситцевые.

Мужская обувь в будни состоит из лаптей с онучами, а в праздники сапоги или коты с толстыми чулками. Женщины в будни носят также лапти, а в праздники иные черевики, а другие коты и суконные чулки или онучи. У некоторых женщин Нижнедевицкого уезда считается щегольством надеть четыре пары чулок, из которых самые верхние не подвязываются, а спускаются небрежно по ногам. Это делается для того, чтобы икры казались полнее, что почитается непременною принадлежностью женской красоты в тамошнем крестьянском быту. В иных селах женщины подпоясываются очень низко, причем весь живот у них выставляется вперед, а рубашка на животе специально выдергивается из-под паневы и напускается широкими складками. Это называется «пазухою». На шею замужние женщины и девицы надевают монисты из разноцветного бисера, а также медный крест или образок на шелковом или шерстяном шнурке, называемом „гайтаном". Крест они перекидывают через плечо на правую сторону.

Живописная Россия
Типы куряков села Высокого по реке Реуту. "Всемирная иллюстрация", 1871, №16.

Крестьяне Тамбовской губернии. Худ. Ф.Солнцев, "Одежда Российского государства", 1869.

Великороссияне Воронежской губернии. Pauli F.H., "Les Peuples de la Russie", 1862.

Женские типы села Каменки Новохоперского у. Воронежской губ. "Всемирная иллюстрация", 1877, №48.

Парни и подростки Бобровского у. Воронежской губ. "Россия. Полное географическое описание", т.2, 1898.

"Слышь?! А ты с нашего уезда? С какой волости? А семки есть? А чё дерзкий такой?"
Молодая женщина в праздничном головном уборе. Брянский у. Орловской губ. Фото неизв. автора, 1890-е.

Крестьянка Орловской губ. "Живописная Россия", т.7, 1899.

Старуха Орловской губ. "Россия. Полное географическое описание", т.2, 1898.

Северные и северо-западные губернии


Деревенский народ украшает себя нарядами; в будни серого цвета, и в праздник красного: красный цвет предпочитает всем прочим. Чтоб платье сидело хорошо, такого желания нет, для сельчан нужно другое условие — лишь бы блестело и пестрело. Они, пожалуй, еще полюбливают, чтобы в одежде было просторнее.

Одежду застегивают с правой на левую сторону. Обувь не различается на правую и левую ногу. Женщины без стеснения носят, кроме своей, и мужскую одежду, особенно зимою, также и обувь.

Одежду шьют переходные деревенские швецы: портняжки, шубники и портнихи, а нательную — домашние женщины. Обувь делают местные чеботари и башмачницы, или она покупается готовою во время ярмарок.

Крестьяне любят красные кумачные рубахи и считая их нарядным бельем, носят по праздникам; летом же одевая кафтан нараспашку, оставляют такие рубашки открытыми, не употребляя и шейных галстуков. Рубашки мужские опускаются на шаровары. Мужские рубашки бывают довольно длинные, ниже колен, широкие и с вольными широкими рукавами.

Портки или порты (подштаники) шьются вроде широких штанов, немного разве поуже их, причем угузье (зад) делается отвесным. Штаны, зачастую без клиньев и мешковатые, летом носят более в прохладные дни; ежедневно же их одевают редко, и то если крестьянин находится не на работе.

Женские рубашки длинные, ниже колен, с небольшим разрезом от горла по груди и с не узкими рукавами. Грудь немного из-под них открывается. Платья бывают разных образцов и покроев, одноцветные, полосатые, затканные. У женских платьев бывает по одному продольному карману сбоку. Платья обыкновенно не длинны. Широкие рукава платьев суживаются на кистях.

Молодежь вообще всегда старается быть опрятною и чистенькою, хотя старания казаться красивою иногда компрометируются самою обстановкою, либо мешковатым костюмом, либо неуклюжею обувью.

У девиц нет обычая дополнять украшения живыми или искусственными цветами. Девиц можно узнать по заплетенной и опущенной косе.

Наряд нестарых замужних женщин от наряда незамужних отстает в праздники немного, и только отбрасывается излишняя роскошь. У них девичья коса расплетается на две косы, связываемые внизу концами одна с другой посредством тесемки, и косы обматывают вокруг головного шара в виде венка, а на голову с первым днем замужества жалуется кокошник, который закрывает все волосы; да и вообще головной убор замужних закрывает волосы, исключая разве причесок, опускаемых на лоб нарочно из-под косынки.

Чем более лет женщина бывает замужем, или мужчина женатым, тем наряд их делается скромнее, тем они делаются небрежнее к себе и своей личности, как отцы и матери, занятые содержанием семейств и устройством хозяйства. Хорошее одеяние замужние женщины одевают редко: они сберегают его для своих дочерей.

Материалы по этнографии русского населения Архангельской губ. (П.С.Ефименко, 1877)

Крестьянская семья. Архангельская губ., Беломорское поморье. Фото неизв. автора, 1890-е.

Молодая женщина в Каргопольском кокошнике. Архангельская губ., Фото неизв. автора, 1880-е.

Поморки из Архангельской губ. "Иллюстрированная Россия", 1898.
Крестьяне Олонецкой губ. Худ. Ф.Солнцев, "Одежда Российского государства", 1869.

Невеста в головном уборе "коруне". Олонецкая губ., Фото неизв. автора, 1890-е.

Крестьяне Петербургской губернии. Худ. Ф.Солнцев, "Одежда Российского государства", 1869.


Крестьянка Петербургской губ. Худ. Ф.Солнцев, "Одежда Российского государства", 1869.
Полуверка из окрестностей Изборска. Худ. Ф.Солнцев, "Одежда Российского государства", 1869.

Вот что пишет о так называемых полуверцах журнал "Живописное обозрение" (1885, №47).
В Псковской губернии, около посада Печоры, встречаются деревни, жители которых резко различаются от остального населения губернии - это полуверцы. Есть основание думать, что полуверцы - никто иные, как эсты, бежавшие в пределы Псковщины от немцев-завоевателей и принявшие здесь православие. По типу и костюму полуверцы отличаются от прочего населения губернии. Лица у них смуглые, выражение лица угрюмое, на слова они скупы.

Замужние женщины повязывают голову липником, чем то вроде полотенца, которое у затылка стягивается шнурком. Рубашка на груди прикрыта особою металлическою бляхою, переходящею по наследству от бабки к внучкам и правнучкам. На шее полуверки носят ожерелья из бус, к которым они привешивают серебряные монеты, кресты и медали.

Полуверки Псковской губ. "Живописное обозрение", 1885.
Крестьяне Великоустюжского у. Вологодской губ., Фото неизв. автора, 1880-е.

В заключение обзора - фотография Вильяма Каррика, лишний раз убеждающая нас в том, что русские женщины и 150 лет назад, и в наши дни, были и остаются эталоном красоты.

Русская красавица Фото В.Каррика, 1860.

К оглавлению этнографического обзора


Закрыть ... [X]

Россия второй половины XIX века: Сельское население: одежда Стрижка во вторник примета

Зимняя одежда 19 век россия Зимняя одежда 19 век россия Зимняя одежда 19 век россия Зимняя одежда 19 век россия Зимняя одежда 19 век россия Зимняя одежда 19 век россия Зимняя одежда 19 век россия Зимняя одежда 19 век россия