Ранний послеоперационный период сестринский уход

ранний послеоперационный период сестринский уход 1. Понятие о послеоперационном периоде, его задачи.  Не осложненный послеоперационный период, характеристика.  

Послеоперационным периодом называется период с момента окончания операции до выздоровления больного.

Принято разделять послеоперационный период на:

1. Ранний послеоперационный период - с момента окончания операции и до выписки больного из стационара.

2. Поздний послеоперационный период - от выписки + 2 месяца после операции

3. Отдаленный послеоперационный период - до окончательного исхода заболевания (выздоровление, инвалидность, смерть)

Основными задачами медперсонала в послеоперационном периоде являются:

- Предупреждение возникновения послеоперационных осложнений - главная задача, для чего следует:

- вовремя распознать послеоперационное осложнение;

- обеспечить уход за больным силами врача, медсестёр, санитаров (обезболивание, обеспечение жизненно важных функций, перевязки, четкое выполнение врачебных назначений);

- вовремя оказать адекватную доврачебную помощь при возникших осложнения.

Транспортировка больного из операционной в палату. Больного транспортируют из операционной на каталке в послеоперационную палату, или в отделение реанимации и интенсивной терапии. При этом больной может быть вывезен из операционной только с восстановленным самостоятельным дыханием. Врач анестезиолог обязательно должен сопровождать больного в отделение реанимации, или посленаркозную палату вместе с двумя (не менее) медсёстрами. 

Во время перевозки больного необходимо следить за положением катетеров, дренажей, повязок. Неосторожное обращение с больным может привести к выпадению дренажей, снятию послеоперационной повязки, случайному удалению эндотрахеальной трубки. Анестезиолог должен быть готовым к нарушениям дыхания при транспортировке. С этой целью бригаде,транспортирующей больного, необходимо иметь с собой ручной дыхательный аппарат (или мешок Амбу). 

Во время транспортировки может проводиться (продолжаться) внутривенная инфузионная терапия, но в большинстве случаев при перевозке система для внутривенного капельного введения растворов перекрывается.

Обустройство постели: меняется все постельное белье. Постель должна быть мягкой и теплой. Для согревания постели под одеяло кладется 2 резиновые грелки, которые прикладываются к стопам после доставки больного их операционной. На 30 минут (не более!) на область послеоперационной раны кладется пузырь со льдом.

Больной в посленаркозном периоде вплоть до полного пробуждения должен находиться под постоянным наблюдением медперсонала, так как в первые часы после хирургической операции наиболее вероятны осложнения, связанные с наркозом:

1. Западение языка

2. Рвота.

3. Нарушение терморегуляции.

4. Нарушение сердечного ритма.

Западение языка. У находящегося ещё в наркотическом сне больного мышцы лица, языка и тела расслаблены. Расслабленный язык может сместиться вниз и закрыть просвет дыхательных путей. Необходимо своевременное восстановление проходимости дыхательных путей с помощью введения воздуховодной трубки, или же при помощи запрокидывания головы и выведения нижней челюсти.

Следует помнить, что пациент после наркоза должен постоянно находиться под наблюдением дежурного медперсонала вплоть до полного пробуждения.

Рвота в посленаркозном периоде. Опасность рвоты в послеоперационном периоде обусловлена возможностью затекания рвотных масс в ротовую полость, а затем в дыхательные пути (регургитация и аспирация рвотных масс). Если больной находится в наркотическом сне, это может привести к его смерти от асфикисии. При рвоте у больного в бессознательном состоянии необходимо его голову повернуть набок и очистить полость рта от рвотных масс. В послеоперационной палате должен быть готовым к работе электроаспиратор, которым из ротовой полости, или из дыхательных путей при ларингоскопии удаляются рвотные массы. Рвотные массы можно также удалять из ротовой полости при помощи марлевой салфетки на корнцанге.Если рвота развилась у больного, находящегося в сознании, необходимо помочь ему, подав тазик, поддержать над тазиком его голову. При повторной рвоте рекомендуется ввести больному церукал (метоклопрамид)

Нарушение ритма сердечной деятельности и дыхания вплоть до их остановки наступает чаще у пожилых людей и детей грудного возраста. Возможна остановка дыхания также вследствие рекураризации – повторного позднего расслабления дыхательных мышц после проведения миорелаксации при эндотрахеальном наркозе. Необходимо в таких случаях быть готовым к проведению реанимационных мероприятий и иметь наготове дыхательную аппаратуру.

Нарушение терморегуляции Нарушение терморегуляции после наркоза может выражаться в резком повышении или снижении температуры тела, сильном ознобе. При необходимости требуется накрыть больного, или же наоборот, создать условия создать условия для улучшенного охлаждения его тела.

При высокой гипертермии применяют внутримышечное введение анальгина с папаверином и димедролом. Если и после введения литической смеси температура тела не снижается, используют физическое охлаждение тела растиранием спиртом. При прогрессировании гипертермии внутримышечно вводят ганглиоблокаторы (пентамин, или бензогексоний) 

При значительном снижении температуры тела (ниже 36,0 – 35,5 град) можно применить согревание тела и конечностей больного тёплыми грелками. 

Борьба с болью в послеоперационном периоде.

Осложнения, связанные с болью в послеоперационном периоде.

Длительное воздействие боли и боли высокой интенсивности приводят не только к морально-психическим переживаниям, но и к вполне реальным биохимическим обменным нарушениям в организме. Выброс в кровь большого количества адреналина ("стрессгормона", вырабатываемого корой надпочечников) приводит к повышению артериального давления, учащению пульса, психическому и двигательному ( моторному ) возбуждению. Затем при продолжении боли нарушается проницаемость стенок кровеносных сосудов, и плазма крови постепенно выходит в межклеточное пространство. Развиваются и биохимические сдвиги в составе крови - гиперкапния ( повышение концентрации СО 2 ), гипоксия ( снижение концентрации кислорода), ацидоз (увеличение кислотности крови), происходят изменения в свёртывающей системе крови. Связанные воедино кровеносной системой, поражаются все органы и системы человека. Развивается болевой шок.

Современные методы анестезии позволяют предупредить опасные последствия боли при травмах, хирургических заболеваниях и при проведении хирургических операций.

Задачами медперсонала при купировании болевого синдрома являются:

- Снижение интенсивности боли

- Уменьшение продолжительности боли

- Минимизация тяжести побочных нарушений, связанных с болью.

Стратегия профилактики болей предусматривает:

- Ограничение количества пункций, инъекций, взятия анализов.

- Использование центральных катетеров для исключения многократных пункций вен.

- Болезненные процедуры должен осуществлять только подготовленный медперсонал.

- Бережное проведение перевязок, удаления лейкопластыря, дренажей, катетеров.

- Обеспечение адекватного обезболивания перед болезненными процедурами

Нефармакологические методы борьбы с болью:

1.Создание комфортных условий для пациента

2. Болезненные процедуры должен выполнять только опытный специалист

3. Создаются максимальные перерывы между болезненными процедурами.

4. Поддержание выгодного (наименее болезненного) положения тела больного.

5.Ограничение внешних раздражителей ( свет, звук, музыка, громкий разговор, быстрые движения персонала).

Кроме этого целесообразно применение холода с целью уменьшения боли в области операционной раны. При местном применении холода снижается чувствительность болевых рецепторов. На операционную рану накладывают пузырь со льдом, либо с холодной водой.

Фармакологические методы борьбы с болью:

Применение наркотических анестетиков;

Промедол – используется как универсальный наркотический анальгетик после большинства хирургических операций 

Фентанил - в послеоперационном периоде применяется в дозе 0,5 – 0,1 мг при интенсивных болях. Используется также в сочетании дроперидолом ( нейролептанальгезия)

Трамадол – обладает менее выраженными наркотическими свойствами, т.е. вызывает эйфорию, привыкание и синдром отмены заметно меньше, чем наркотики. Применяется в виде раствора подкожно, внутримышечно и внутривенно капельно по 50мг в 1 мл (ампулы 1 и 2 мл).

Применение ненаркотических анестетиков.

Барбитураты – фенобарбитал и тиопентал натрия обладают снотворным и обезболивающим эффектом

Ибупрофен

Метамизол натрия (анальгин) наиболее часто применяется в послеоперационном периоде для снижения интенсивности болей внутримышечно и подкожно, (а иногда и внутривенно) в инъекциях. Используются также таблетированные формы, в состав которых входит метамизол натрия – седалгин, пенталгин, баралгин.

Применение местных анестетиков

Кроме используемых для местной инфильтрационной и проводниковой анестезии растворов для обезболивания инъекций, пункций и других болезненных процедур применяются анестетики контактного действия, такие как: тетракаиновый крем, инстиллагель, крем EMLA, лидокаин.

Хорошо зарекомендовал себя метод перидурального введения местного анестетика при выхаживании больных, оперированных по поводу травм живота и гнойного перитонита.

Виды режимов двигательной (физической) активности

Строгий постельный режим - пациенту запрещается не только вставать, но в некоторых случаях даже самостоятельно поворачиваться в постели.

Постельный режим - под наблюдением медсестры или специалиста по ЛФК разрешается поворачиваться в постели, при постепенном расширении режима - садиться в постели, опускать ноги.

Палатный режим - разрешается сидеть на стуле возле кровати, вставать, недолго ходить по палате. Кормление, физиологические отправления осуществляются в палате.

Общий режим - пациент самостоятельно обслуживает себя, ему разрешается ходьба по коридору, кабинетам, прогулки по территории больницы.

Нарушения двигательного режима (двигательной активности) может повлечь за собой тяжелые изменения в состоянии пациента, из-за нарушений функции органов, вплоть до смертельного исхода.

Цели назначения постельного режима.

1.Ограничение физической активности пациента. Адаптация организма к условиям гипоксии при нарушении потребности дышать, при уменьшении потребности клеток в кислороде.

2.Уменьшение боли, что позволит снизить дозу обезболивающих препаратов.

3.Восстановление сил у ослабленного пациента.

Для придания пациенту удобного физиологичного положения необходимы функциональная кровать с противопролежневым матрацем и специальные приспособления: подушки различных размеров, валики, пеленки, одеяла, подставки для стоп, предотвращающие подошвенное сгибание.

Положение пациента в постели:

Положение «на спине».

Положение «на животе».

Положение «на боку».

Положение Фоулера (полулежа и полусидя) с приподнятым на 45-60о изголовьем кровати.

Положение Симса - промежуточное между положением «на боку» и «на животе».

Источник: userdocs.ru 

2. Послеоперационные осложнения (ранние и поздние), их профилактика.

Профилактика послеоперационных осложнений  и составляют задачи предоперационного и послеоперационного периода. 

ПЛАН ПРАКТИЧЕСКОГО УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ № 9

Дата  согласно календарно-тематическому плану 

Группы: Лечебное дело

Количество часов:   4

Тема учебного занятия: Послеоперационный период  

Тип учебного занятия: практическое занятие, урок закрепления знаний и совершенствования умений и навыков

Вид учебного занятия:  самостоятельная работа, опрос, коррекция знаний, тестирование

Цели обучения, развития и воспитания:      Научить проведению мониторного и клинического наблюдения в послеоперационном периоде, методам профилактики послеоперационных осложнений. Сформировать навыки ухода за дренажами и катетерами в послеоперационном периоде.

Формирование: 

-закрепление знаний по вопросам:

1. Проведение мониторного и клинического наблюдения,  ведение больных в послеоперационном периоде, уход за повязками и дренажами.

2. Послеоперационные  осложнения, их профилактика.

- совершенствование:

практических знаний:

35. Уход за венозным катетером.

36. Уход за дренажами.

37. Уход за мочевым катетером.

112. Профилактика пролежней.

практических умений:

30. Подготовка операционного поля.

31. Постановка назогастрального зонда

Развитие:  самостоятельного мышления, воображения, памяти, внимания, речи учащихся (обогащение словарного запаса слов и профессиональных терминов)

Воспитание: чувств и качеств личности (мировоззренческих, нравственных, эстетических, трудовых).

В результате усвоения учебного материала учащиеся должны знать и уметь:  применять знания о мониторном и клиническом наблюдении за пациентами в послеоперационном периоде; осуществлять уход за дренажами и катетерами, проводить профилактику послеоперационных осложнений.

Материально-технического обеспечение учебного занятия: ситуационные задачи, тесты, СИЗ, перевязочный материал      

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационно-воспитательный момент:  проверка явки на занятия, готовности к работе в стационаре хирургического профиля (внешний вид, средства защиты, одежда), ознакомление с планом проведения занятия - 5 минут.

2. Самоподготовка и опрос учащихся - 45 минут

3. Ознакомление с темой, вопросами, постановка учебных целей и задач - 10 минут.

4. Изложение нового материала (беседа) - 60 минут

5. Закрепление материала -  45 минут: практическая работа в учебной комнате по освоению техники манипуляций, в стационаре с хирургическими больными, в перевязочной, на посту по уходу за больными, осмотр профильных больных с преподавателем, решение ситуационных задач, тестов. 

6. Рефлексия - контрольные вопросы по изложенному материалу, трудности в его понимании - 10 минут. 

7. Задание на дом - 5 минут.                 Итого: 180 минут.

Задание на дом: [1] стр. 72-74,  [2] стр. 241-245 

Литература:

1. Колб Л. И., Леонович С.И., Яромич И.В. Общая хирургия.- Минск: Выш. шк, 2003 г.

2. Грицук И.Р. Хирургия.- Минск: ООО «Новое знание», 2004 г. 

3. Колб Л.И., сестринский Леонович С.И., Яромич И.В. Сестринское дело в хирур-гии.- Минск:  Выш. шк, 2007 г.

4. Колб Л.И., Леонович С.И., Яромич И.В. Хирургия в тестах и задачах Практикум.- Минск:  Выш. шк, 2007 г.

5. Колб Л.И., Леонович С.И., Яромич И.В. Сестринское дело в хирур-гии.- Минск:  Выш. шк, 2007 г.

6. Яромич И.В. Сестринское дело.- Минск: Выш. шк., 2003 г.

7. Яромич И.В. Скорая и неотложная медицинская помощь. Минск: Выш.шк., 2002 г.

8. Дмитриева З.В., Кошелев А.А., Теплова А.И. Хирургия с основами реаниматологии.- Санкт-Петербург: Паритет, 2001.

9. Инькова А.Н., Исаян А.Л., Стадников А.А. Справочник врача скорой и неотложной медицинской помощи.- Ростов на Дону: Феникс, 2001 г.

10. Кабарухин В.В. Фельдшер скорой помощи.- Ростов на Дону: Феникс, 2005.

11. Морозова А.Д., Конова Т.А. Хирургия.- Ростов на Дону: Феникс, 2005.

12. Петров С.В. Общая хирургия. Санкт-Петербург: Лань, 2002.

13. Шотт А.В. Курс лекций по частной хирургии.- Минск: Асар, 2004.

14. Частная хирургия. Под ред. Ю.Л.Шевченко.- Санкт-Петербург: Спец лит, 2002.

15. Котельников Г.П. Травматология.- Москва: АСАДЕМА, 2004.

Преподаватель:  Л.Г.Лагодич


Закрыть ... [X]

Послеоперационный период, Сестринский процесс в раннем послеоперационном Сыпь у младенцев и лечение

Ранний послеоперационный период сестринский уход Ранний послеоперационный период сестринский уход Ранний послеоперационный период сестринский уход Ранний послеоперационный период сестринский уход Ранний послеоперационный период сестринский уход Ранний послеоперационный период сестринский уход