Отношение к религии рпц

отношение к религии рпц

Русская православная церковь и неправославные мировоззрения

Христианские конфессии

Традиционно другие христианские конфессии в православии относят к «инославным». Статус церкви признается только за Римо-католической церковью, церквями дохалкидонского вероисповедание и (не всегда) за отдельными протестантскими церквями.

Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию изложены в одноименном официальном документе Русской православной церкви.[1] Согласно этому документу (пункт 2.1):

Важнейшей целью отношений Православной Церкви с инославием является восстановление богозаповеданного единства христиан (Ин. 17, 21), которое входит в Божественный замысел и принадлежит к самой сути христианства. Это задача первостепенной важности для Православной Церкви на всех уровнях ее бытия.

При этом указывается (пункт 2.3), что

подлинное единство возможно лишь в лоне Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви. Все иные «модели» единства представляются неприемлемыми.

В настоящее время идёт работа над подготовкой проектов «Участие Русской Православной Церкви в межхристианском диалоге» и «Концепция межрелигиозных отношений Русской Православной Церкви».[2]

Католицизм

Основная статья: Православие и католицизм

Взаимоотношения Римско-католической церкви и Русской Церкви имеют многовековую историю. В последнее время стал налаживаться диалог между двумя церквями.

Подробнее см. статьи Латинство и С инославными

В православии отсутствует единая точка зрения, считать ли «латинян» еретиками, исказившими Символ веры путём самочинного позднейшего прилога Filioque, или схизматиками, отколовшимися от Единой Соборной Апостольской Церкви. Некоторые придерживаются мнения что РКЦ отошла от догматов и канонов, и поэтому признают её отклонившейся от апостольского учения.

Протестантизм

См. также: Иудаизм и христианство

Руководство Московской Патриархии традиционно поддерживает отношения с Главным раввином России Адольфом Шаевичем, представляющим Конгресс еврейских религиозных организаций и объединений в России. С начала 2000-х, ввиду политического усиления Федерации еврейских общин России, на протокольные мероприятия Патриархии также приглашается Главный раввин последней — Берл Лазар.

Мнение профессора А. Малашенко: «Хотя РПЦ открыто не вмешивается во внутримусульманские дела, известно, что наибольшие симпатии Московский патриархат выказывает к главе Центрального духовного управления Талгату Таджутдину. В свою очередь, Таджутдин всячески, порой чересчур экзальтированно, подчёркивает своё особое расположение к РПЦ. Это вызывает досаду у вечного оппонента ЦДУМ — Совета муфтиев России, считающего, что ЦДУМ уже давно не является ключевой структурой и олицетворяет собой советское прошлое. <…> Диалог между РПЦ и мусульманами нельзя считать диалогом в „чистом виде“. В нём неизбежно, явно или скрытно, присутствует третий участник — государство.»[3]

Язычество

См. Отношение к язычеству в Русской Церкви

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II на открытии Архиерейского собора 2004 года в своём выступлении назвал распространение язычества одной из главных угроз XXI века, поставив его в один ряд с терроризмом и «другими губительными явлениями современности».[4]

Атеизм

Оккультизм

Отношение некоторых современных представителей РПЦ к другим религиям и мировоззрениям

Католицизм

Основная статья: Православие и католицизм

Частные мнения в РПЦ относительно восприятия католицизма варьируют в диапазоне от прокатолических до антикатолических.

В 2003 году в изданном Мурманской епархией катехизисе католичество было названо «антихристианской неоязыческой сектой».[5]

Диакон Андрей Кураев в одной из своих книг утверждает, что видения испанской монахини, первой женщины-богослова, святой католической церкви, Терезы Авильской были ничем иным как «блудной прелестью». Как считает Кураев, Блаженная Анджела (ум. в 1309 году) в своих видениях видела не самого Христа, а «мистического собеседника, принявшим облик Христа». «Мистика еще одной католической визионерки — Маргариты-Марии Алакок — „весьма примитивна: это любовное страдание вместе с божественным Женихом, эротическое самомучительство…“». «Вторжение непреображенного эроса в мистику порождает поразительные богословские системы. Католическая блаженная Мари Севрэ (1872—1966)…». Все эти женщины, утверждает Кураев, «мистички». «Но какие-то явственно уловимые, хотя и трудно передаваемые оттенки не позволяют сказать, что та эротика, которая пронизывает мистику католических подвижниц, является только и всецело преображенной».[6] Книга, в которой это утверждается, рекомендована к печати Отделом религиозного образования и катехизации Московской патриархии.

Протестантизм

В 1990-е годы Архиепископ Мурманский и Мончегорский Симон (Гетя) открыто и в резкой форме призывал к репрессиям против российских протестантов, называя их «сектантами».[5] В результате, епископы баптистов и пятидесятников обратились в 1997 году к Патриарху Алексию II, обвинив Симона в разжигании межрелигиозной розни.[5]

В мае 2009 года Саратовская епархия опубликовала Информационное письмо об акции «Ощути силу перемен». В письме утверждалось, что одним из организаторов акции выступила «неопятидесятническая секта „Слово Жизни“», а сама акция «представляет собой массированную миссионерскую религиозно-вербовочную кампанию с участием организаций, которые можно охарактеризовать как деструктивные тоталитарные секты».[7]

В связи с этим пасторы церквей христиан веры евангельской «Слово Жизни» г. Саратова и Саратовской области обратились к патриарху Кириллу. В Обращении утверждалось, что евангельские церкви «Слово Жизни» Саратова и Саратовской области не являются организаторами данной акции, как это было объявлено Саратовской епархией РПЦ. Из Обращения:

« Таким образом, мы с искренним сожалением констатируем факт распространения, ложной информации порочащей доброе имя евангельских, протестантских церквей города. Действия местной Епархии РПЦ способствуют разжиганию межконфессионального напряжения, нагнетанию атмосферы нетерпимости и недоверия между религиями. Подобные действия осуждаются Священным Писанием и полностью противоречат базовым положениям социального учения Русской Православной Церкви, изложенных в «Основах социальной концепции РПЦ».[8] »

Мнение о русском космизме

В «Итоговом заявлении» православной сибирской международной научно-практической конференции «Тоталитарные секты в Сибири», прошедшей в 1999 году в г. Белокурихе Алтайского края по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II «различные проявления так называемого русского космизма» (философия Н. Фёдорова, К. Циолковского, В. Вернадского, А. Чижевского и др.) были определены как антихристианские.[9]

Statue of Zeus (Hermitage) - Статуя Юпитера.jpgSerapis Louvre AO1027.jpg
Скульптуры Зевса (Эрмитаж) и Сераписа (Лувр)

Античные религии

Архимандрит Рафаил (Карелин) заявляет:

« Для христиан языческие капища были не археологическими музеями, с картинными галереями, с ярмаркой талисманов, а мрачным жилищем сатанинских сил, присутствием духовных вампиров, которые обитали в идолах как в своих каменных телах, принимая от людей жертвы и поклонения. Это были таинственные "инкогнито" древнего мира, истинный лик которых заставил бы содрогнуться от ужаса даже сердце храбреца.

Огромные капища Зевса в Пергаме и Сераписа — в Египте, изящный, как статуя Фидия, храм Артемиды в Ефесе открывались духовному взору христиан как замки и дворцы сатаны, где собирались падшие с небес ангелы, чтобы совещаться о том, как погубить человечество.[10]

»

Индийские религии

Святитель Николай Сербский (1881—1956) утверждал, что «Индия не может больше оставаться со своими бесчисленными богами, которые точно так же немощны, как люди, и подвержены тем же человеческим бедам»[11]:

« Бог один — святой, вечный, бессмертный, пречистый, всесильный, премудрый, всемилостивый. Кроме Него нет другого Бога ни на небе, ни на земле, ни под землей. Индийские боги — это демонские призраки, адские привидения, не имеющие милости и любви к людям. Индийских богов не существует. Они существуют не как боги, а как демоны под именем богов[12]. »
« Все боги Индии — бесы, держащие людей связанными в сетях своей лжи и в оковах своего безжалостного владычества[13]. »

В книге «От чего нас хотят „спасти“ НЛО, экстрасенсы, оккультисты, маги?», изданной в 2001 году по благословению патриарха Алексия II, православные авторы утверждают, что

« …все основные идеи, содержащиеся в религиях Индостана, являются прямыми откровениями существ параллельного мира [(СПМ), то есть дьявольских сил по терминологии авторов], данных посредством медиумов, то есть людей, наиболее открытых для их (СПМ) влияния.[14] »

В 2009 году иерей Русской Православной Церкви Даниил Сысоев заявил, что

Буддизм

В декабре 2002 года на одной из своих лекций Андрей Кураев рассказывал присутствующим, что истинно лишь христианство, все нехристианские учения — ложь, а все люди, не согласные с этим, — сектанты. Анализируя превосходство христианства над буддизмом, Андрей Кураев высказался о буддийских монахах в следующем тоне:

« Пусть эти придурки балуются своими погремушками в горах[16]. »

В 2003 году в Челябинске состоялась Международная научно-практической конференция «Тоталитарные секты угроза религиозного экстремизма». В «Итоговой декларации» этой конференции буддисты Челябинска были названы тоталитарной сектой[17].

Священномученик Александр (Миропольский) (ум. в 1918) писал о буддизме и его основателе Будде Гаутаме:

« Буддизм можно признать одной из высших естественных языческих религий в силу её стремлений познать существо своего духа, при уничтожении плотских страстей и неотразимых впечатлений греховного мира. Борьба Будды и умерщвление плоти привели его к результатам для него же самого неожиданным: через углубление в себя он будто познал существо и свойство духа в том виде, в каком он вложен в его естественную природу Самим Творцом. То есть, он увидел свойства жизни высшего бытия, силу любви ко всему и сочувствия в страдании…

Только это самосозерцание погубило Будду, ибо, рассмаривая себя и дух свой, он отвратил взор свой от Создателя и Бога, а затем лишился всякого представления о Нём. Отвергнув же сверхчувственное бытие и Создателя, Будда своими собственными силами не мог прозреть в себе образа и подобия Бога Творца, первоисточника жизни, которую он призван не уничтожать, а проявлять и развивать. Будда не имел руководителя на пути к источнику Божественной жизни, а потому заблудился во мраке самолюбивого, греховного человеческого естества[18].

»

Святитель Николай Японский отмечал: «Буддизм в религиозном отношении — сущая пустота, ибо без Бога какая же религия!»[19].

Преподаватель Московской Духовной академии, известный богослов, член синодальной рабочей группы по составлению концепции межрелигиозных отношений РПЦ Юрий Максимов в одной из своих статей, посвященных отличиям буддизма от православия, пишет:

« ... все они [аргументы Будды против личностного Бога], а также само обосновываемое ими отрицание Бога Творца, происходят из незнания Буддою и его древними последователями истинного учения о Боге. На те вопросы, которые он предлагал последователям брахманизма как нерешаемые, без труда может ответить любой ученик воскресной школы — не потому, конечно, что он умнее Будды и авторов буддистского канона, а потому, что, в отличие от них, знает об откровении Божием, знает то, что о Себе открыл Сам Бог.[20] »
« ...нам не составило бы особого труда вывести Будду персонажем некоего апокрифа и вложить в его уста покаянное отречение в своём атеизме и уверение в Бога[21]. »

По мнению архимандрита Рафаила (Карелина) буддизм — это «религия смерти, самоубийства, самоуничтожения, отрицание всего, что имеет человек, погружение в некий вакуум и растворение в нем»[22]

На Миссионерском портале святого пророка Даниила, действующем по благословению настоятеля храма ап. Фомы, известного богослова и миссионера Даниила Сысоева, утверждается, что

« «многочисленные Будды, бодхисатвы, архаты – это люди, ставшие богами. Поэтому в буддизме православный человек без труда узнает результат древнего искушения: «откроются глаза ваши и вы будете, как боги. [слова змея-искусителя]»  (Быт.3:5).

Мантры в буддизме это как раз то средство, при помощи которого должны «открыться глаза» в том самом библейском смысле. Мантра — нечто среднее между молитвой и магическим заклинанием. <…> Цель мантры — разрушить преграду между человеком и божеством, отключить сознание, мешающее непосредственному восприятию божества. Что это за божество — хорошо известно: древние идолы или будды, самообожествленные люди, поверившие диавольскому искушению[23].

»

Индуизм

29 ноября 2005 года архиепископ Уфимский и Стерлитамакский Никон (Васюков) направил мэру Москвы Юрию Лужкову письмо, в котором призвал мэра российской столицы не допустить Международному обществу сознания Кришны построить индуистский храм Кришны в Москве[24]. В письме архиепископ Никон высказал мнение Русской православной церкви в отношении индуистского бога Кришны, объекта поклонения сотен миллионов индусов:

« Кришна представляет собой отвратительное зрелище — синекожий, пухлый, женоподобный и похотливый юноша.… неужели религии Вы позволите построить идолопоклонническое капище этому мерзкому и злобному «богу» Кришне … это оскорбление наших религиозных чувств, это издевательство над религиозной тысячелетней культурой России, для подавляющего большинства населения которой, православных христиан и мусульман, Кришна — злобный демон, бес, олицетворение адских сил…Стоит ли дополнять меру нашего беззакония ещё и строительством капищ демонам, на земле где они ещё пока ненавистны, на российской земле...?...мы ещё раз просим Вас от лица православных христиан Башкортостана не допустить строительство бесовского кришнаитского капища в Москве[24][25]. »

1 мая 2006 года в центре Москвы произошёл конфликт между А. Л. Дворкиным, профессором и заведующим кафедрой сектоведения Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и представителем Международного общества сознания Кришны, послушником московского храма Сергеем Косенко, распространявшим индуистские книги в метро. Дворкин потащил кришнаита в милицию, где заявил, что тот избил его[26]. Информация об избиении кришнаитом Дворкина впоследствии была опровергнута представителем ГУВД Москвы[27] и президентом московского Общества сознания Кришны Сергеем Андреевым[28]. 12 мая того же года, Сергей Косенко, в интервью «Порталу-Credo», описал случившееся как нападение самого Дворкина, который при этом вырвал у него из рук одну из индуистских книг и разрывая её на части кричал, что всё это сатанизм. Агрессивное поведение православного профессора кришнаит объяснил следующим образом:

Статуя Шивы в Бангалоре

« …каждый фанатик обычно убеждает себя в своей правоте, укрепляет себя. Сначала он хватает книгу, а потом может и нож взять в руки для того, чтобы убить во имя своей веры, то есть он уже по существу не контролирует себя […] Дворкин скорее прикрывается Церковью. В результате его выступлений у несведущих людей появляется ощущение, что в обществе все делятся на «наших» и «ненаших». При этом антисектантские акции усугубляют незнание религии и веры вообще, люди отворачиваются от православия, если слышат высказывания таких людей, как Дворкин. Профессор Александр Дворкин — не православный, а православные — это преподобный Сергий Радонежский и митрополит Антоний Сурожский. В основе православия лежит христианский принцип — возлюби Господа Бога Твоего и ближнего своего, а проявление агрессии — это вообще не религия[29]. »

Архимандрит Рафаил (Карелин) утверждает, что Шива — это «индийский сатана, который разрушает миры»[30].

Ислам

17 января 2008 года журналист Халида Хамидуллина подала заявление в прокуратуру города Москвы на священника Даниила Сысоева, секретаря православного общества «Шестоднев», священника-настоятеля временного храма апостола Фомы, настоятеля строящегося комплекса зданий миссионерского центра и храма святого Даниила за то, что тот, в своей книге «Прогулки с протестантом», оскорбляет чувства верующих мусульман.[31][32][33] В книге, изданной по благословению духовника и руководителя Душепопечительского православного Центра святого Иоанна Кронштадтского иеромонаха Анатолия Берестова, в частности утверждается:

«
  • «мусульмане вынуждены для поддержания своего заблуждения бороться со словом Божиим при помощи огня, террора и казней» (стр.90, абзац 2);
  • «установления Мохаммада соответствуют представлениям современников лжепророка Мохаммада и его прихотям» (стр.91, абзац 2);
  • «Перед нами лжепророчество, вдохновленное извечным врагом рода человеческого» (стр.93,абзац 2);
  • «Коран не дает человеку сил творить добро и потому бесполезен» (стр.92, абзац 1);
  • «Мохаммад отказывался делать чудеса, а потому дело ваше ничтожно, говорит Истинный Бог» (стр.94, абзац 1);
  • «Нынешние мусульмане на Кавказе — потомки тех трусов, которые отреклись от веры предков, а то, кто принимает Православие — не только проявляет мужество, но и совершает возвращение к тому лучшему, что было у его народа» (стр. 105, абзац 4).[31]
»

В 2009 году Даниил Сысоев был убит неустановленным лицом в храме при исполнении священнослужебных обязанностей[34].

Иудаизм

Свердловское отделение КНОР в 2001 году обратилось в прокуратуру Свердловской области и направило Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II, а также Архиепископу Екатеринбургскому и Верхотурскому Викентию письма о распространении со стороны Екатеринбургской епархии книг, журналов и газет, в которых имелись антисемитские материалы. Такие материалы были опубликованы, например, в «Православной газете» и журнале «Православный вестник», которые были изданы по благословению архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского. В частности, в «Православном вестнике» в 1999 году были напечатаны стихотворные произведения иеромонаха Романа: «Шолом, — визжат пейсатые мужи: антихриста антихристы встречают. Их час настал! На троне — жидовин!», «Но горше первых! — третий вид: когда Россией правит жид».

Как считают лидеры национально-культурных объединений Свердловской области большую опасность представляет распространение в церквях антисемитской книги Сергея Нилуса «Близ есть при дверех», в которой содержатся «Протоколы сионских мудрецов».

По мнению Свердловского отделения КНОР, в этой книге евреи представлены в образе главных врагов христиан, а также последователями «антихриста». Отсюда Нилус выводит упоминаемое в Новом Завете «число зверя» — 666, а также отрицательно пишет о лютеранах и католиках, делает выпады в адрес пророка Магомета и его последователей …[35]

Весной 1999 года в «Православной газете» Екатеринбурга вышла статья Андрея Кураева «Можно ли не праздновать 8 марта?» Кураев утверждал, что 23 февраля и 8 марта будто бы являются еврейскими праздниками. В частности 8 марта связано с праздником Пурим. Кураев написал о 8-м марта: «Как праздновать день погрома? День убийства тысяч детей?» По мнению президента Еврейской национально-культурной автономии Свердловской области Михаила Оштраха, Кураев исказил сведения об истории праздника Пурим. Более того, его статья возбуждает вражду к еврейскому народу.[35]

В 2002 году руководители Московского бюро по правам человека и Объединения комитетов в защиту евреев в бывшем СССР направили Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II открытое письмо, в котором указали перечень книг и газет, распространяемых в православных киосках и содержащих оскорбления в адрес иудеев и представителей других конфессий[36] Среди таких изданий были упомянуты:

  • «Тайна беззакония в исторических судьбах России» (составители Ю. Бегунов, А. Степанов, К. Душенов, изд-во «Царское Дело», Санкт-Петербург, 2002, тираж 3 000 экземпляров, опубликовано по благословению Преосвященного Вениамина, епископа Владивостокского и Приморского).
  • «Пятый ангел вострубил. Масонство в современной России» («Палитра-статус», М., 2002, отпечатано в типографии Патриаршего издательско-полиграфического центра).
  • «Близ есть, при дверех» («Сатисъ», Санкт-Петербург, 2002, опубликовано по благословению архиепископа Ярославского и Ростовского Михея).
  • М. Назаров. «Тайна России» (М., Русская идея, 1999).

Новые религиозные движения

Примечания

  1. Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию // Патриархия.Ру, 7 июня 2008.
  2. В ОВЦС прошло заседание комиссии Межсоборного присутствия по вопросам отношения к инославию и другим религиям // Патриархия.Ру, 7 сентября 2010.
  3. Малашенко А. Ислам для России. М., 2007, стр. 125—126.
  4. Алексий Второй сравнил терроризм с новым язычеством
  5. 1 2 3 Кто подставил русское «сектантство»? Почему деятельность российских протестантов вызывает раздражение архиереев РПЦ МП?
  6. Диакон Андрей Кураев. Сатанизм для интеллигенции. Том I. Религия без Бога. — М.: Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2006. — С. 250—254
  7. Информационное письмо Саратовской епархии об акции «Ощути силу перемен» // Информационно-аналитический портал Саратовской епархии"
  8. Обращение пасторов церквей христиан веры евангельской «Слово Жизни» г. Саратова и Саратовской области к патриарху Кириллу по поводу разжигания межрелигиозной розни со стороны Саратовской епархии РПЦ МП // Славянский правовой центр, 21 Мая, 2009
  9. См.: Из итогового заявления Православной сибирской международной научно-практической конференции «Тоталитарные секты в Сибири», прошедшей 10-13 января 1999 года в г. Белокурихе Алтайского края
  10. Архимандрит Рафаил (Карелин). О теософии. - Салоники, 1995 г.; html-версия
  11. Св. Николай Сербский. Индийские письма, 20.
  12. Св. Николай Сербский. Индийские письма, 51.
  13. Св. Николай Сербский. Феодул, 5-8 (Молчание)
  14. От чего нас хотят «спасти» НЛО, экстрасенсы, оккультисты, маги? Указ. соч. — С. 297
  15. Иерей Даниил Сысоев: «Анафема может упасть на любого писателя, который выступает против священных догматов» // Портал Credo.ru, 20 марта 2009
  16. Андрей Борисенко. Во время выступления в Ярославле известный богослов диакон Андрей Кураев подверг резкой критике не только мировые религии и философии, но и президента России Владимира Путина и мэра Москвы Юрия Лужкова // Портал «Религия и СМИ», 05 декабря 2002
  17. Челябинск. Буддистов обозваи тоталитарной сектой Regions.ru, 3 марта 2003
  18. Священномученик Александр (Миропольский). Любовь – сущность христианства. М., 2003. С. 152.
  19. Дневники святого Николая Японского. Т. 3. Спб., 2004. С.442.
  20. Юрий Максимов. Главнейшее отличие буддизма от Православия. Часть 2 // Информационно-аналитический портал Саратовской епархии
  21. Юрий Максимов. Главнейшее отличие буддизма от Православия. Часть 1 // Информационно-аналитический портал Саратовской епархии
  22. Рафаил (Карелин) о буддизме и индуизме // Официальный сайт архиминдрита
  23. Каково отношение Православия к традиционному буддизму? // Миссионерский портал святого пророка Даниила
  24. 1 2 Дети не главного Бога ("The Telegraph", Индия)
  25. Письмо Архиепископа Уфимского и Стерлитамакского Никона мэру г. Москвы Ю.М. Лужкову с просьбой не допустить строительства идолопоклоннического кришнаитского капища
  26. Статья об инциденте 1 мая 2006
  27. Сообщение «Сова-центра», 2 мая 2006 года
  28. Сообщение Порта-Credo, 1 мая 2006 года
  29. Интервью с послушником Общества сознания Кришны Сергеем Косенко
  30. Архимандрит Рафаил (Карелин). Искупительная жертва — единственная основа спасения // Официальный сайт архимандрита Рафаила (Карелина); см. также на сайте Православие.ру
  31. 1 2 Заявление в Прокуратуру города Москвы Халиды Хамидуллиной в связи с оскорблением чувств верующих мусульман священником РПЦ МП Даниилом Сысоевым // Портал Кредо.ру, 05 февраля 2008
  32. Халида Хамидуллина. Дело антиисламиста Сысоева: каким должно быть «правильное решение»? // IslamNews.Ru, 13.05.2008
  33. Халида Хамидуллина. Иерей-исламофоб объявлен в розыск // islam.ru,
  34. Уранополит стал мучеником «Новая газета», № 130 от 23 ноября 2009.
  35. 1 2 Конгресс национальных объединений России обратился c жалобой на Екатеринбургскую епархию // Сайт «Мир религий», 19 декабря 2001 г
  36. Правозащитники представили Алексию II перечень православных изданий, разжигающих национальную и религиозную нетерпимость «Атеизм и религии в России», 30 декабря 2002.

Ссылки


Закрыть ... [X]

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отвечает на вопросы протестантов Как корректировать прыщи

Отношение к религии рпц Отношение к религии рпц Отношение к религии рпц Отношение к религии рпц Отношение к религии рпц Отношение к религии рпц Отношение к религии рпц